Курс "Обучение информатике в инклюзивных классах"
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.
Программа курса https://drive.google.com/file/d/1NZgjh1ykkkYcu-CCjlXvs6FhYfrU7tY3/view
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Информатика играет большую роль для инклюзивного образования, поскольку влияет на развитие компьютерной грамотности и вычислительного мышления, а также с возможностью организации социального взаимодействия через участие в проектной групповой и парной работе. Такая информатика обозначается нами как «инклюзивная информатика». Ее обучение предполагает адаптацию содержания и методики обучения к особым образовательными потребностям. Инклюзивная информатика учитывает необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Курс направлен на подготовку учителей информатики и педагогов, заинтересованных в эффективном обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с ментальными нарушениями в инклюзивном классе.
Категория слушателей: учителя информатики, педагоги ТиПО, педагоги специального образования, преподаватели вузов.
Количество часов: 72 часа.
Язык обучения: русский.
Тематика программы
Цель программы — подготовить педагогов к эффективному ведению инклюзивного обучения, обеспечивая доступное и продуктивное образовательное пространство для детей с ментальными нарушениями. Программа направлена на развитие профессиональных компетенций учителей в области инклюзивного образования, а также на формирование у них навыков разработки и реализации уроков информатики, учитывающих особенности и потребности всех учеников.
Задачи курса:
- Познакомить с историей и успешными примерами освоения информатики детьми с ментальными нарушениями.
- Обучить терминологии и ключевых концепций инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями.
- Ознакомить с методиками и подходами, необходимыми педагогу информатики для работы в инклюзивном классе, включая визуальную поддержку и безошибочное обучение, рассмотрение способов адаптации учебного материала.
- Изучить принципы подготовки к уроку и встрече с ребенком с ментальными нарушениями, разработка инструкций по подготовке к уроку, методики первого взаимодействия с ребенком с учетом его особенностей.
- Изучить принципы проектирования уроков с учетом ментальных особенностей учащихся, максимально адаптированных под нужды детей с особыми образовательными потребностями.
- Изучить методы варьирования учебного процесса по организации работы в инклюзивных группах и взаимодействие с педагогом-ассистентом.
- Изучить материал по организации и адаптации проектных заданий, интеграции методов безошибочного обучения в проектную работу, адаптации проектных заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Ожидаемые результаты:
По завершении программы участники смогут:
- Эффективно организовывать образовательный процесс для детей с ментальными нарушениями в условиях инклюзивного класса.
- Применять адаптированные методы и техники обучения для максимального вовлечения и успеха учащихся с особыми образовательными потребностями.
- Разрабатывать и адаптировать учебные материалы и проекты, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
- Взаимодействовать с педагогами-ассистентами для создания поддерживающей и стимулирующей учебной среды.
Требования к результатам освоения курса
- Понимание: участники должны демонстрировать глубокое понимание теоретических основ инклюзивного образования и информатики, а также осознавать значение индивидуального подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями.
- Способность: способность адаптировать и модифицировать учебные программы, методы преподавания и оценки, чтобы они отвечали потребностям и возможностям всех учеников, включая детей с ментальными нарушениями.
- Навыки командной работы: участники должны эффективно взаимодействовать с коллегами, педагогами-ассистентами, родителями и специалистами (например, психологами и дефектологами), демонстрируя умение работать в команде для достижения общих образовательных целей.
- Использование цифровых технологий: уметь использовать современные цифровые технологии и образовательные программы для создания доступного и эффективного обучающего контента, адаптированного под нужды учащихся с ментальными нарушениями.
- Оценка и обратная связь: уметь проводить объективную оценку учебных достижений учащихся, а также предоставлять конструктивную обратную связь, способствующую их дальнейшему образовательному и личностному развитию.
- Исследовательские навыки: должны обладать исследовательскими навыками, позволяющими анализировать существующие образовательные практики, изучать новые подходы и методики в области инклюзивного образования и информатики, а также проводить собственные исследования.
- Адаптация к контексту: способность быстро адаптироваться к изменениям в образовательной среде, учитывая индивидуальные и культурные особенности учащихся, а также особенности местного контекста образования.
- Профессиональное развитие: участники курса должны стремиться к непрерывному профессиональному и личностному развитию, постоянно повышая свою квалификацию и расширяя профессиональные горизонты.
Демонстрация эффективности: способность демонстрировать эффективность применяемых инклюзивных практик и методик обучения, обеспечивая высокие образовательные результаты среди всех учащихся, включая детей с особыми образовательными потребностями.