Курс "Обучение информатике в инклюзивных классах"

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.

Программа курса https://drive.google.com/file/d/1NZgjh1ykkkYcu-CCjlXvs6FhYfrU7tY3/view 

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Информатика играет большую роль для инклюзивного образования, поскольку влияет на развитие компьютерной грамотности и вычислительного мышления, а также с возможностью организации социального взаимодействия через участие в проектной групповой и парной работе. Такая информатика обозначается нами как «инклюзивная информатика». Ее обучение предполагает адаптацию содержания и методики обучения к особым образовательными потребностям. Инклюзивная информатика учитывает необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Курс направлен на подготовку учителей информатики и педагогов, заинтересованных в эффективном обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с ментальными нарушениями в инклюзивном классе.

Категория слушателей: учителя информатики, педагоги ТиПО, педагоги специального образования, преподаватели вузов.

Количество часов: 72 часа.

Язык обучения: русский.

 

Тематика программы

Цель программы — подготовить педагогов к эффективному ведению инклюзивного обучения, обеспечивая доступное и продуктивное образовательное пространство для детей с ментальными нарушениями. Программа направлена на развитие профессиональных компетенций учителей в области инклюзивного образования, а также на формирование у них навыков разработки и реализации уроков информатики, учитывающих особенности и потребности всех учеников.

Задачи курса:

  1. Познакомить с историей и успешными примерами освоения информатики детьми с ментальными нарушениями.
  2. Обучить терминологии и ключевых концепций инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями.
  3. Ознакомить с методиками и подходами, необходимыми педагогу информатики для работы в инклюзивном классе, включая визуальную поддержку и безошибочное обучение, рассмотрение способов адаптации учебного материала.
  4. Изучить принципы подготовки к уроку и встрече с ребенком с ментальными нарушениями, разработка инструкций по подготовке к уроку, методики первого взаимодействия с ребенком с учетом его особенностей.
  5. Изучить принципы проектирования уроков с учетом ментальных особенностей учащихся, максимально адаптированных под нужды детей с особыми образовательными потребностями.
  6. Изучить методы варьирования учебного процесса по организации работы в инклюзивных группах и взаимодействие с педагогом-ассистентом.
  7. Изучить материал по организации и адаптации проектных заданий, интеграции методов безошибочного обучения в проектную работу, адаптации проектных заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Ожидаемые результаты:

По завершении программы участники смогут:

  • Эффективно организовывать образовательный процесс для детей с ментальными нарушениями в условиях инклюзивного класса.
  • Применять адаптированные методы и техники обучения для максимального вовлечения и успеха учащихся с особыми образовательными потребностями.
  • Разрабатывать и адаптировать учебные материалы и проекты, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
  • Взаимодействовать с педагогами-ассистентами для создания поддерживающей и стимулирующей учебной среды.

Требования к результатам освоения курса

  • Понимание: участники должны демонстрировать глубокое понимание теоретических основ инклюзивного образования и информатики, а также осознавать значение индивидуального подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями.
  • Способность: способность адаптировать и модифицировать учебные программы, методы преподавания и оценки, чтобы они отвечали потребностям и возможностям всех учеников, включая детей с ментальными нарушениями.
  • Навыки командной работы: участники должны эффективно взаимодействовать с коллегами, педагогами-ассистентами, родителями и специалистами (например, психологами и дефектологами), демонстрируя умение работать в команде для достижения общих образовательных целей.
  • Использование цифровых технологий: уметь использовать современные цифровые технологии и образовательные программы для создания доступного и эффективного обучающего контента, адаптированного под нужды учащихся с ментальными нарушениями.
  • Оценка и обратная связь: уметь проводить объективную оценку учебных достижений учащихся, а также предоставлять конструктивную обратную связь, способствующую их дальнейшему образовательному и личностному развитию.
  • Исследовательские навыки: должны обладать исследовательскими навыками, позволяющими анализировать существующие образовательные практики, изучать новые подходы и методики в области инклюзивного образования и информатики, а также проводить собственные исследования.
  • Адаптация к контексту: способность быстро адаптироваться к изменениям в образовательной среде, учитывая индивидуальные и культурные особенности учащихся, а также особенности местного контекста образования.
  • Профессиональное развитие: участники курса должны стремиться к непрерывному профессиональному и личностному развитию, постоянно повышая свою квалификацию и расширяя профессиональные горизонты.

Демонстрация эффективности: способность демонстрировать эффективность применяемых инклюзивных практик и методик обучения, обеспечивая высокие образовательные результаты среди всех учащихся, включая детей с особыми образовательными потребностями.

Прокрутить вверх