Инклюзивная информатика
Цифровизация общества требует от людей постоянного развития цифровых навыков, которые с каждым годом качественно и количественно меняются. В этих условиях информатика приобрела большое значение, качественное обучение которой является важнейшей задачей организаций образования.
Одним из принципов реализации качественного образования является обеспечение доступности информатики для всех слоев населения, включая людей с инвалидностью. Наиболее малоизученными являются лица с ментальными нарушениями из-за когнитивных сложностей организации восприятия и усвоения информации. Тем не менее, это является наиболее интересным вызовом для исследователей, поскольку количество людей с ментальными нарушениями растет из года в год. В Казахстане количество детей с ограниченными возможностями увеличилось на 6,6 тысяч детей с 2019 года (91,6 тыс.) по 2022 год (98,2 тыс.), из них 17,5% приходится на психические расстройства и расстройства поведения [https://kz.kursiv.media/2022-06-01/v-kazahstane-rastet-chislo-detej-s-invalidnostju/].
Дети с ментальными нарушениями включают большой круг обучающихся, имеющих когнитивные проблемы в усвоении материала. К основным нозологиям, определяющих ментальные нарушения, относятся болезнь Альцгеймера, аутизм и расстройства аутистического спектра, черепно-мозговая травма, расстройства памяти, умственная отсталость, задержка психического развития.
Целью инклюзивной информатики является обучение информатике детей с ментальными нарушениями для развития уровня цифровых навыков и дальнейшей их профориентации в IT-сфере.
Анализ литературы показал, что есть успешный опыт обучения студентов с ментальными нарушениями программированию и геймдеву [https://doi.org/10.1145/3408877.3432516 , https://doi.org/10.1145/3290605.3300744], однако эти исследования охватывают взрослых людей от 18 лет. Также велось обучение детей с расстройствами аутистического спектра робототехнике [Bui S. Exploring the Development of Playfulness among Youth with Disabilities in the HB FIRST® Robotics Program: дис. – University of Toronto (Canada), 2021 , https://doi.org/10.3390/informatics6020025], однако этих исследований мало, и они не описывают особенности организации процесса и решения доступности информатики для детей с ментальными нарушениями.
Мы организовали обучение по развитию цифровых компетенций у детей с ментальными нарушениями в дополнительном образовании при инновационном инклюзивном центре BrainPark города Павлодар в апреле 2021 года. На сайте представлены материалы по инклюзивной информатике, которые могут быть полезны учителям, специалистам, а также родителям, заинтересованным в обучении детей с особыми образовательными потребностями, имеющими ментальные нарушения. https://kz.kursiv.media/2022-06-01/v-kazahstane-rastet-chislo-detej-s-invalidnostju/